Все Вы знаете, что существует понятие виртуальной реальности, куда наши дети переодически погружаются. Они уходят с головой в компьютер, планшет или смартфон. Использовать виртуальную реальность на уроке как дополнительный инструмент привлечения внимания, весьма соблазнительно. Учитель может увлечь ребёнка новым материалом, проходя определенные этапы в виртуальной игре. Такие попытки неоднократно были предприняты, но приводили к тому, что педагог терял контроль за учеником, а ученику преподаватель уже был не нужен. И вот, недавно в сфере развлечений появилось новшество, которое позволяет смешивать настоящую реальность с виртуальной, а точнее дополнять одно другим. Инструмент этот так и называется - дополненная реальность. Официально она называется -"augmented reality" или сокращённо "AR". Из сферы развлечений эта технология резко перебралась в сферу образования. В дополненной реальности, в отличие от виртуальной, учитель всегда может контролировать внимание ученика и направлять его познания и рассуждения в нужное русло, манипулируя предметами в реальном мире, и получая ответную реакцию виртуального. Технически говоря, мы используем повсеместно распространённые современные гаджеты: смартфоны и планшеты, каждый из которых снабжён видеокамерой, направляем его на какой-либо объект в реальности, в данном случае - запрограммированный в программу рисунок, и на экране смартфона появляется виртуальный объект, который располагается поверх рисунка. Этот объект полностью привязан к реальному объекту, может следовать за своим естественным объектом в пространстве, но в тоже время может делать то, что ему прикажет программа или человек. Рисунки, или правильней сказать метки, можно использовать разные, в том числе и страницы школьного учебника. В данном случае эту технологию можно назвать - "оживший учебник": когда, к примеру, учитель направляет свой смартфон на развёрнутую страницу учебника, затем говорит: "Теперь мы начнём изучение нового материала" и при этом открывает следующий раздел и на страницах учебника возникает виртуальное изображение храма. Чаще всего эту технологию можно использовать на уроках физики, химии, биологии, истории и даже трудовом воспитании, где требуется визуальное и объемное представление о каких-то предметах, событиях, явлении, где не нужно учителю тратить много времени, описывая что-то обычными словами, а представить все в динамичном и интерактивном объеме. Достаточно заинтриговать, ошарашить, а ученик сам увлёкшись получит яркие представления об уроке и самое главное запомнит материал. Метками могут служить не только какие-либо плоские рисунки, но и объемные предметы: к примеру стоящий в углу класса человеческий скелет, который при взгляде через смартфон получит мышечную оболочку и кровеносную систему, а наведя на лицо своего товарища в классе ученик увидит разрез его глаза, прочитает названия его частей, увидит схему прохождения света через хрусталик. Естественно это вызывает кучу эмоций, а эмоции детьми запоминаются лучше чем слова. Причём, сейчас уже эта технология позволяет не только пассивно состыковывать реальные вещи с виртуальными, но и взаимодействовать с ними. К примеру, на уроках физики, расставив на реальном столе предметы, Вы на смартфоне запускаете виртуальный шарик, и он будет отскакивать от реальных предметов, при этом может выдавать даже расчетные формулы под каким углом и с какой скоростью он это делает.
Уже сейчас наши смартфоны и плашеты можно заменить очками дополненной реальности, когда сквозь прозрачные стекла очков виден реальный мир, а на сами стёкла проецируется виртуальный, который дополняет реальный мир и при этом взаимодействует с ним. Руки человека при этом свободны - им не надо держать смартфон или планшет, соответственно он может больше взаимодействовать с дополненной реальностью. Так что будущее образования переходит на новый этап!